Культура и традиции

Родословные


Подразделы



 

Праздник первой борозды

Являлся оним из крупных культурно-массовых мероприятий села. Проводился он каждый год весной в марте.
  Организатором мероприятия выступал весь сельский джамаат.  Праздник первой борозды в Нахки

   До 40х гг.праздник проводился с большим размахом. Всем селом собирали продукты на праздник. Некоторым поручалось приготовление бузы, которое являлось незаменимым напитком на празднестве. К 10-11 часам утра люди собирались вместе проведения мероприятия, где был накрыт стол. В меню стола входили хинкал ("Хъулла хинкIе"),буза( "гьаруш"), медовуха ("муккатта"), бульоны, мясо. Отдельно пекли специальный хлеб ("гулагар") в виде круга с отверстием в центре. Он был предназначен для победителя соревнований.Количество таких хлебов определялось количеством соревнований.
    После застолья мужчины запрягали волов под плуг и выходили за село на поле. Привилегию первой борозды имел человек, в доме которого проводился праздник или другой уважаемый человек. Во время пашни произносились пожелания, молитвы, чтоб Аллах дал в этом году хороший урожай.
    За пахарем устремлялись толпа ребят, кидали в него свежевспаханную землю, закидывали за пазуху, в карманы.
   После окончания пашни джамаат возвращался в село и останавливались у восточного выхода старой дороги из села. Здесь была финишная точка маршрута для соревнующихся в беге.
   Самым престижным и зрелищным было соревнование в беге молодежи. Чтоб принять участие в этом забеге приходили спортсмены и любители бега со всех близлежащих селений. Начало маршрута находилось в местности "ЦIулегу къатта", а финиш у въезда в село, где все жители села ждали с нетерпением участников забега. Общая протяженность маршрута составляла около двух километров.
   И вот, подан сигнал к старту. Все устремились к финишу. Для победы использовались любые ухищрения. Участник мог бежать любым маршрутом: по дороге, через поля, по тропинкам. Главное, чтоб добежал первым. Наконец-то, из-за поворота показался один, за ним другой, третий участники. Люди начинают кричать, поддерживать участников забега. Но только один вырвался вперед и пересек линию финиша. Он сегодня герой. Все жители подбегают к нему поднимают на руки, подбрасывают вверх. Старейшины села, сидящие за финишной линией награждают победителя круглым хлебом. Победителя поздравляли со словами "Кьуват хвала бегъаб"(" чтоб у тебя было еще бошьше сил"). После соревнований родственники, друзья победителя играли свадьбу в честь победителя. С 50х до начала 90х годов 20в. проведение праздника было сведено к минимуму, да и все пашни вокруг села были в собственности колхоза.
   Второе рождение праздник получил в начале 90х годов. Согласно новым обычаям, праздник проводит по очереди каждое хозяйство. Всем селом перед свадьбой собирают деньги, готовят бузу, медовуху. На эти средства хозяин дома, за которым в этот год стоит черед проводить праздник, покупает продукты, мясо, готовит блюда и организовывает мероприятие.
    Праздник проходит по вышеописанной схеме. Соревнования в беге проводятся среди школьников по возрастной категории и среди взрослых. Как и в старину, самым зрелищным и престижным считается бег и победа в старшей возрастной категории.


Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz