История

Родословные | |

Разделы



История

История села уходит корнями далеко в прошлое. Однако документальных подтверждени тому сохранилось не много. Больше распространены предания в народе, которые передавались из поколения в поколение до наших дней. О возрасте селения можно судить по размерам старой части села, особенностям его расположения. Также в пользу значительного возраста свидетельствуют большие размеры сельского кладбища. Представляют интерес надгробные плиты на этих захоронениях.
село село
Это уникальные произведения искусства каменщиков, которыми славились Нахкинцы. На плитах можно найти узоры в арабском , персидском стиле, надписи на арабском языке. Возраст некоторых из них по мнению специалистов может составить более 500лет. Как видно из фотографии, село расположено над утесом, которое ограждает его по периметру с юго-востока юга и запада. Расположенные над утесом и построенные , как бы притеснившись друг к другу, дома свидетельствуют о том, что селение являлось крепостью. С юга и запада, как сказано выше, эту крепость защищала скала. Высота скалы составляет около от 25 до 35 метров. С севера и востока селение было окружено крепостной стеной. Сообщение крепости с окружающим миром осуществлялось через ворота в месте прохода дороги через село(восточные и западные ворота). Стена играла положительную роль с точки зрения защищенности сельчан от непрошенных гостей.
село
Вместе с тем это ограничивало простор для построения домов. Дома строились только внутри стены, что создавало большую скученность населения. В одном доме размерами 10х6м проживало 2-3 семьи. О сущесвовании крепости говорит и то, что Нахки раньше назывался Наху-къала("къала"- от тюркского-"крепость"). До 18в. село являлось самым крупным среди Сургинских селений. В 1741 г. в результате нашествия персидского правителя Надыр-шаха Нахки было разрушено, а население убито в сражении. Сохранилось много преданий об этих событиях. Согласно одному из преданий, задолго до нападения Надыр-шах, облачившись в одежду бедняка ходил по дагестанским селениям с целью сбора развединформации. Придя в Нахки, Надыр шах оказался очевидцем удивительного на токе "Кумкь дуразе": люди выносили физиологические отправления волов с тока на золотом подносе сами не подозревая что поднос такой ценный. Надыр-шах очень удивился такому богатству сельчан. Однако он скрыл свое удивление и спел стих : -"Кто бы знал из них кто Мы?? То, что я великий Надыр-шах и то, что что это золотой поднос".
По преданиям войско Надыр-шаха окружило Наху-къала. Крепость была хорошо охраняемой, с высокими стенами. Ворота охраняли по очереди все семьи. В связи с трудностью штурма крепости персы пошли на хитрость. Они подкупили одну женщину обещанием золота. В тот день (была пятница и в обеденное время все жители собрались на молитву в мечети) , когда дошла очередь охранять ворота этой женщины, персы проникли внутрь крепости через восточные ворота, убили женщину,залив ей в горло расплавленный свинец (по другим рассказам золото). По другим данным, что более достоверно, персы вошли в село с восточной стороны с ожесточенными боями. Битва у стены продолжалась 8 дней. Далее жители были оттеснены на площадку "Хала кума" внутрь села ближе к воротам. Там битва продолжалась еще 7 дней пока не были убиты все защитники. Чудом уцелели 2 жителя. Найдена следующая запись в книге Расула Магомедова "Легенды и факты о Дагестане" (Махачкала 1969г)-

"Скупое свидетельство кровавого побоища"
-У жителя с. Нахки Омарова Рабадана хранится книга со следующей записью на арабском языке: " Это сообщение от тех, которые остались в живых после этого дня, и уже уничтожен храм Афзи кызылбашскими войсками в ауле Нахки в 1154 г.по Хирдже. Среди нас убитых насчитывалось 1635 человек. Эту запись прочитал у Тахмаз-хана в присутствии Сурхай-хана, шемхала и других улемов."

В учебнике по истории Дагестана была запись с ссылкой на книгу в с.Усиша. Согласно этой записи было убито 353 жителей. Потери врага составили свыше 1500 ( по другим источникам около 3000) убитыми и раненными. Запись эта была сделана со слов 2х уцелевших после разрушения Нахки.
   По преданиям после боя всех оставшихся в живых детей бросили на площадку "Диркь дуразе", где ныне расположен магазин, зарезали и потом затоптали лошадьми. От большого потока крови , по преданиям, от площадки вниз через село образовалось русло. Это русло существует и ныне. В нее собирается вода со всего села во время дождя. Сохранилось еще одно предание о том, что во время стычек с ураринцами на помощь нахкинцам пришли жители Нацы. В благодарность за помощь Нахкинцы отдали им лес "Къумла дуцца". Исходя из количества убитого населения Нахки к 1720м гг. являлось действительно крупным по меркам тех времен селением.
   Среди старожилов распространены также предания, которые подвергают сомнению факт того, что село всегда находиось на том месте, где находится сейчас. Так, в 2х километрах к востоку от села есть место, которое называется "Шилла гъие"( в переводе " Возвышеннность для села"). Там и поныне сохранились не до конца разрушенные строения. По преданиям данное поселение было разрушено сильным землетрясением. Говорят, это были предки нахкинцев, и, что после землетрясения они переселились с этого места на нынешнее. Существует еще одно место к северу от села на вершине горы "Шимулкла", что в дословном переводе означает "Место селения". Там тоже сохранились кое-какие построения. Было ли тут поселение, или же это остатки сооружения для содержания и выпаса скота (мащи)неясно.
   Еще одно предание гласит о том, что все золото сельчан было где-то закопано перед нашествием врагов.( в местности "Гьин чябхъе" или в окрестностях местности "КIумщалла бучер"). Однако предания о богатстве Нахкинцев вряд ли достоверны. Основным промыслом являлось животноводство и, в меньшей мере, земледелие. Нахкинцы. Как и все сургинцы являлись узденями ( вольноживущими)- т.е. здесь не имело место распространение феодальных отношений. Каждый житель был вольным человеком и мог делать ту работу, что ему нужно было. Однако со временем появились богатые и бедные слои общества. Богатым считался человек, имеющий в личном подворье несколько коров и овец. Наиболее состоятельные имели по 100-200 голов овец и/или 10-20 коров, коней. Бедный человек в силу своей нужды иногда попадал под влияние богатого, выполнял определенную работу за плату. Однако в большинстве каждый зарабатывал себе своим трудом. Нахкинская община имела обширные земли от земель с. Урари и Цугни с востока до лакских на западе и дуакарских земель на юге. Со временем, из-за удаленности пастбищ от села, скотовладельцы начали выходить на лето со своим хозяйством на отдаленные пастбища. Постепенно они построили себе жилища в местах летнего выпаса скота и стали постоянно там проживать. В результате подобного отселения от Нахки образовались 10 селений:

  • Уцулимахи
  • Верхнее Каршли
  • Буккамахи
  • Урхулакар
  • Верхнее Чиамахи
  • Нижнее Чиамахи
  • Арасамахи
  • Кураши
  • Нижнее Каршли
  • Бикаламахи

Основное село называется "ши", а отселившиеся-"махьи"(мащи" на сюргинсом диалекте). Наиболее крупные из них- Уцулимахи и Верхнее Каршли.
В 1919г Нахкинцы участвовали в битве в Ая-кака против генерала Деникина. Совместный отряд Нахкинцев и Нацынцев получили трофеи- барабан и шашку.
   Стоит написать выдержку из книги А.Кадибагамаева "Ванзала зубарти" (в пер. с дар. "Звезды Земли"):

-Горцы, оставляя свои села, работу направлялись в Ая-кака. В числе этих героев был и нахкинец Рабадан. Он, как и все, взял в руку шашку и направился в Ая-кака, навстречу войску Деникина..
  "Хорошую мощь показали наши , -с гордостью расказывал Рабадан о горцах, когда у него просили рассказать о тех событиях.
  -Тем, кто шел на войну, отдавали необходимое всем селом:- кто шашку, кто ружье а кто и коня. Быстро организовав отряды, собрав провиант и выступив против Деникина, горцы совершили великий подвиг."
    Собравшись, горцы устроили засаду врагу. Они притаились за скалами, деревьями на склонах по сторонам ущелья Ая-кака. Внизу по ущелью мирно текла река. Ее чистые воды отражали яркие лучи солнца.Вся природа как перед грозой затаилась в предчуствии чего то.....И вот тишина нарушилась. Со стороны равнины, откуда шла дороге с Дешлагара стал доноситься бой барабана. Звук становился все громче, эхом отражаясь от склонов ущелья. Наконец появился и сам барабанщик. Позади него, образуя длинную вереницу, тянулись вврех по дороге отряды солдат. Деникинцы торопились в Леваши. И вдруг, в одно мнгновение, ущелье превратилось для них в Ад. Вушающие спокойствие деревья, скалы.....все мигом ожило. Горцы обрушили на солдат шквал огня из ружей, со склонов на них покатились камни. Вода в реке от крови стала алой. Трупы убитых за короткое время заполнили дорогу. Белогвардейцы не выдержали натиск и дрогнули: они вначале попятились назад, затем отступление перешло в бегство, оставляя позади оружие, коней, провиант, которые достались горцам как трофеи битвы. Это мое- сказал один, подняв шашку, "Это мой конь"- поймал другой коня.
   С самого начала битвы Рабадан не отрывал глаз от барабанщика. Отбивая марш, этот казак гордо шел впереди войска врагов. Рабадан жаждал желанием заставить замолчать этот барабан и посеять неуверенность в рядах врагов.
    " В любом случае барабанщика надо сразить. Если он упадет враги дрогнут "-собрался с твердым намерением Рабадан. Прицелился...осечка! Вновь прицелился. На этот раз пуля нашла место предназначения. Опустилась одна , затем другая рука барабанщика и он рухнул на землю. Замолчал марш казаков. Враг окончательно потерял веру в себя и обратился в бегство. Солдаты в панике прыгали в реку, стон раненных наполнял ущелье.
    Битва закончилась. Горцы совершили подвиг, пример бесстрашия и непокорности врагу.
    -Это мне-сказал Рабадан, беря в руки барабан. -Больше никогда этот барабан не будет отбивать военный марш. Мы заставим его забыть эту страшную мелодию.


Барабан, упомянутый в описании боя, действительно был захвачен у белогвардейцев во время битвы при Ая-кака, привезен в качестве трофея в село Рабаданов Омаровым и хранится в Доме культуры.
   После установления Советской власти нахкинцы, как и все другие горцы с трудом и невзгодами поднимали хозяйство, работая с утра до вечера с надеждой на кусок хлеба. По рассказам старожилов это были в прямом смысле слова страшные для людей времена. Очень часто из-за нехватки питания люди умирали от голода. Потихоньку стала налаживаться жизнь. Была проведена коллективизация. И вновь на село обрушилось несчастье. Началась Великая Отечественная война. 36 человек ушли на фронт. Из них погибли на фронте 23. До сих пор считаются пропавшими без вести 2. Далее, после войны, несколько лет подряд из-за неурожая в село вновь пришел голод. В поисках заработка люди стали ходить в Дербент, в Маджалис. Ценой больших усилий сельчане начали поправлять свое хозяйство, появилась работа в селе. Так, были открыты школа, больница, сельский клуб, проведено электричество.
    Для более подробного изучения истории села и в общем Сугри могут представлять интерес рассказы некоторых старожилов о том, что документальных материалов было очень много. Но все эти рассказы расплывчаты, без конкретных данных. По одним мнениям было много старинных книг в мечети до его повторной постройки и при разборе старых стен были найдены еще книги, но все они по непонятным причинам бесследно исчезли? По другим рассказам, все старинные книги в первые советские годы хранились в здании "Хьарша кьулла" и часть из них якобы была вывезена человеком по имени Муса-кади из Усиша, который работал в Нахки бухгалтером колхоза. Есть еще рассказы о том, что часть книг была вывезена арабистом из Маджалиса.
    По видимому книги были, но, в силу антиисламской пропаганды Советской власти и неграмотности сельчан, значимость их не была своевременно оценена, что и привело к их утере. Возможно их вывезли частично госслужащие, которых направляли в те годы работать в Нахки ( многие из них были всесторонне грамотными и по достоинству вероятно оценивали эти книги).



Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz