Проведение свадьбы
Свадьба являлась одним из самых ярких событий в общественной жизни сельчан.
Масштабы и ее продолжительность были довольно большими.
На свадьбу приглашались жители не только села но и со всех близлежащих населенных пунктов.
Обычно свадьбы играли к осени в августе, сентябре.
На несколько дней село оживало, все погружались в свадебную суету.
Звуки барабана и зурны эхом откликались со склонов окружающих Нахки гор.
Люди ходили с приподнятым настроением. Особенно отличалась молодежь.
Ведь довольно часто многие из них присматривали себе невест
на свадьбах.
Для более детального описания следует выделить этапы мероприятия.
Выбор невесты.
Процесс носил разносторонний характер. Чаще всего, при достижении
возраста, когда парень уже имел возможность самостоятельно обеспечить материально семью, он просил родителей
помочь с женитьбой ("хъалла кати"-досл."обзавестись семьей").
Невесту выбирал жених, или ему предлагали подходящую кандидатуру родители, близкие.
В выборе невесты большую роль играли традиции села и тухума. Не одобрялся родителями выбор невесты
из другого селения. При изъявлении же жениться на девушке другой национальности, парень встречал в
большинстве случаев
значительное сопротивление родственников и сельчан.
Эти стереотипы оправдывались тем, что при выборе невесты из села создавался союз двух тухумов,
который мог принести выгоду и определенные привилегии родственникам и, к тому же, такие браки были
крепче из-за большей ответственности супруго за сохранение семьи.
Часто бывало и так, что выбиралась невеста из своего же тухума. Избранницей могла быть
троюродная, даже двоюродная сестра жениха.
Брак внутри тухума оправдывался тем, что выкуп или приданное невесты, а это довольно
значительные материальные средства, оставались внутри тухума.
В выборе невесты большое значение имело ее происхождение, знатность
рода, материальное состояние, личностные характеристики избранницы.
Здесь следует отметить и то, что вопрос выбора невесты инициировался не только со стороны парня.
Имело место и такое, что родители какой-нибудь девушки при желании союза с другим тухумом
или же в силу других причин, могли деликатно дать знать через доверенных лиц о таком намерении.
С учетом вышеперечисленных условий жених и родители останавливали свой выбор на подходящей девушке.
Следующим этапом являлось взятие согласия у родителей невесты и сватовство.
Сватовство
Родители жениха шли визитом к родителям невесты с предложением сватовства.
По традиции, во время визита представители парня приносили подарки, гостинцы невесте. Родители невесты оценивали все за и против, спрашивали у дочери согласие, и,
при всеобщем одобрении, совместно с родителями
жениха назначали будущую дату свадьбы. В вопросе оценки предложения спрашивалось мнение совершеннолетних мужчин,
являющихся ближайшими родственниками девушки( отец, родные братья, родные дяди, дед). Учитывалось мнение
и родственниц девушки (мать, сестры, тети). Игнорирование мнения родственников могло послужить причиной
обид, упреков, неприязни.
В большинстве случаев переговоры велись вдали от посторонних глаз и информация об этом
хранилась в секрете.
За пару дней до свадьбы,
проходило мероприятие "Шушне дучни" (смысл-"совсестное питье"). Мероприятия проходили по согласованию сторон,
т.е. условившись приготовить блюда и стол и совершение визита в определенное время.
Как правило, мероприятие происходило вечером. В этот день официально происходило окончательное сватание.
Родственники жениха приходили в дом отца невесты. По обычаю, они приносили с собой до 10-12 бутылок водки.
Заходя в дом, произносили приветствие "Ассалам алейкум,в добрый путь!".Далее прерходили к застолью.
На стол в этот день подавались баранина, супы, чуду, хинкал, буза, медовуха, водка.
При испитии алкоголя тоже придерживались обычая:-первой открывали и выпивали буутылку, которую принесли с собой
представители жениха. Начало трапезы с напитков со стола невесты считалось проявлением неуважения к невесте.
открыв первую бутылку сторона жениха спрашивала разрешения у другой стороны на начало трапезы.
За столом звучало много тостов, пожеланий предстоящему союзу.
По окончании застолья представители жениха клали по обычаю деньги невесте в знак уважения.
На следующее утро после этого женщины со стороны жениха совершали визит в дом невесты с блюдом "буртещан".
Каждая женщина должна была взять с собой или хлеб, или платок, ткань, т.е по обычаю
с пустыми руками никто не шел.
Также на следующий день после сватания
родственниов невесты приглашали на ужин к жениху.
В день сватания назначают точную дату свадьбы, и определяют размер калыма(выкупа) для невесты.
Объем калыма обычно составлял 10 баранов, 10 ящиков водки, золотые изделия(кольца, браслеты,
в старину в основном серебрянные изделия, в частности браслет("кулехха")), ткани, платки.
Свадьба
1-й день
В день начала свадьбы с утра обе стороны готовили "ц!екур хинк!е" .
После полудня к вечеру жених приглашал людей со всего села на свадьбу.
Отец невесты же приглашал своих родственников и близких.
В доме жениха накрывался стол, угощали всех, кто пришел на свадьбу.
К вечеру
все, кто пришел на свадьбу ( кроме самого жениха), отправляются
за невестой. Женщины брали с собой с чуду и калым.
На пути устраивали танцевальные круги, танцуют лезгинку, женщины пели песни.
Основными музыкальными инструментами были пандур(чугур), зурна, барабан.
В 20м веке незаменимым атрибутом свадьбы стал аккордеон.
Впереди процессии идет друг(валликьяна)жениха с большим шестом(около 2х метров).
Мероприятие называется "Сукни кьибни"(смысловой перевод-отправление за невестой).
По прибытии во двор дома отца невесты приходящие здороваются с родственниками невесты со словами "Ассалам алейкум. В добрый путь! с счастьем!"
Сразу при входе в дом устраивается "ГIяяр"(люди становятся в круг, на середину выходят пары и танцуют лезгинку.)
Во время танцев в кругу неожиданно появлялись "Хъярчне"(дословно "Пауки", смысл близок к клоуну, шуту).
Они разыгривали шуточные цены, кидали на участнаков свадьбы муку, золу, организовывали поддержку
танцующим, также могли
совершать разные шутки над ними. В идее им в этот день разрешались любые шутки.
Одеты были в разную старую одежду, в вывернутые наизнанку тулупы или фуфайки.
На голову одевали маски из мешковины, лицо измазывали сажей.
После танцев мужчины садятся за праздничный стол. Женщины же заносят в дом калым.
На стол подавались варенное мясо, плов, соус, алкоголь, медовуха,буза, сыр.
Первыми кушали мужчины, затем женщины.
Сидящим за столом раздавали "цIекур хинкIе"(в дословном преводе "хинкал невесты")
-зажаренные на подсолнечном масле удлиненные куски специального теста.
Празднества продолжались до 3-4 часов ночи.
Невесту забирали в дом жениха после полуночи.
Лицо невесты не должно было быть видным и в связи с этим закрывалось платком.
Сопровождали невесту ее родственницы, подруги. Родственники невесты, как правило,
оставались в доме ее отца.
Роль помощницы и советницы играла выбранная подруга ("ралликьяна") невесты.
На пути шествия процессии молодежь ставила преграды ("ХIяка сакакьи")и
не давали дальше вести невесту, пока им не дадут откуп. Откуп давал друг жениха,
который шел впереди всех. В качестве откупа отдавали кусок мяса, бутылку водки,
"цIекур хинкIе".
В доме жениха после этого собиралась молодежь, устраивались танцы,
пели песни в течении нескольких часов. Гости расходились под утро.
2-й день
На второй день к полудню начинали сходиться люди в доме жениха.
Мужчинам отдельно накрывался стол. Женщины же небольшими группами навещали невесту,
в комнате которой тоже был накрыт стол для гостей.
После полудня всех гостей, родственников и самого жениха
приглашали к отцу невесты, где также был накрыт большой стол. По прибытии отца невесты
и жениха примиряли. В знак примирения они должны были пожать друг другу руки и
поднять вместе тост. Визит продолжался несколько часов. К этому времени сторона невесты готовила
приданное. В его состав входили посуда (медные тазы, кувшины, ложки, вилки и т. д.),
домашний скот (корова, несколько овец). Более состоятельные родители давали в приданное
специальное платье, украшенное серебряными монетами,и другими изделиями. Общая масса
серебра доходила до 3-5 кг. Такое платье передавалось от матери к дочери из поколения в поколение.
Также, в качестве приданного могли дать земельный участок. Такое практиковалось у наиболее зажиточных семей.
К вечеру, взяв с собой приданное, процессия возвращалась в дом жениха.
На этом свадьба заканчивалась.
Через день после свадьбы к невесте приглашались родственницы, подруги.
После небольшого застолья они готовили и отводили невесту за водой к роднику. Обряд назывался
"цIекур гьинне рукни" (пер. - отведение невесты за водой). В ходе процесса женщины пели песни
и сопровождали невесту к роднику. Невеста несла с собой кувшин, которую наполняли водой.
Также каждая участница процесса должна была принести с собой посуду для набора воды.
На этом и заканчивались все обряды и мероприятия, связаные с созданием новой семьи.
В ход свадебного процесса постоянно вносились изменения.
Так, постепенно, с улучшением материального положения людей, увеличивался размер выкупа,
приданного, возрастали требования к столу, разнообразилось меню свадебного стола.
Из-за значительных материальных затрат на проведение свадьбы все обряды постепенно свели ко двум дням.
В последние годы первый день свадьбы играют в доме отца невесты, а второй день у жениха.
Значительную часть свадеб играют в городах, где весь процесс сведён к одному дню.
Порядок проведения свадьбы, традиции, обычаи, соблюдающиеся при этом являлись, в принципе,
общими для всех сургинских селений, за исключением некоторых деталей.
|