Праздник первой борозды
Являлся оним из крупных культурно-массовых мероприятий села.
Проводился он каждый год весной в марте.
Организатором мероприятия выступал весь сельский джамаат.
До 40х гг.праздник проводился с большим размахом. Всем селом собирали продукты на праздник.
Некоторым поручалось приготовление бузы, которое являлось незаменимым напитком на празднестве.
К 10-11 часам утра люди собирались вместе проведения мероприятия, где был накрыт стол.
В меню стола входили хинкал ("Хъулла хинкIе"),буза( "гьаруш"), медовуха ("муккатта"), бульоны, мясо.
Отдельно пекли специальный хлеб ("гулагар") в виде круга с отверстием в центре.
Он был предназначен для победителя соревнований.Количество таких хлебов определялось количеством соревнований.
После застолья мужчины запрягали волов под плуг и выходили за село на поле. Привилегию первой
борозды имел человек, в доме которого проводился праздник или другой уважаемый человек. Во время пашни произносились пожелания,
молитвы, чтоб Аллах дал в этом году хороший урожай.
За пахарем устремлялись толпа ребят, кидали в него свежевспаханную землю, закидывали за пазуху, в карманы.
После окончания пашни джамаат возвращался в село и останавливались
у восточного выхода старой дороги из села. Здесь была финишная точка маршрута для соревнующихся в беге.
Самым престижным и зрелищным было соревнование в беге молодежи. Чтоб принять участие в этом
забеге приходили спортсмены и любители бега со всех близлежащих селений. Начало маршрута находилось в местности
"ЦIулегу къатта", а финиш у въезда в село, где все жители села ждали с нетерпением участников забега.
Общая протяженность маршрута составляла около двух километров.
И вот, подан сигнал к старту. Все устремились к финишу. Для победы использовались любые ухищрения.
Участник мог бежать любым маршрутом: по дороге, через поля, по тропинкам. Главное, чтоб добежал первым.
Наконец-то, из-за поворота показался один, за ним другой, третий участники. Люди начинают кричать,
поддерживать участников забега. Но только один вырвался вперед и пересек линию финиша. Он сегодня герой.
Все жители подбегают к нему поднимают на руки, подбрасывают вверх. Старейшины села, сидящие за финишной линией
награждают победителя круглым хлебом. Победителя поздравляли со словами "Кьуват хвала бегъаб"(" чтоб у тебя было еще бошьше сил").
После соревнований родственники, друзья победителя играли свадьбу в честь победителя.
С 50х до начала 90х годов 20в. проведение праздника было сведено к минимуму, да и все пашни вокруг
села были в собственности колхоза.
Второе рождение праздник получил в начале 90х годов. Согласно новым обычаям,
праздник проводит по очереди каждое хозяйство. Всем селом перед свадьбой собирают деньги, готовят бузу, медовуху.
На эти средства хозяин дома, за которым в этот год стоит черед проводить праздник, покупает продукты, мясо,
готовит блюда и организовывает мероприятие.
Праздник проходит по вышеописанной схеме.
Соревнования в беге проводятся среди школьников по возрастной категории и среди взрослых.
Как и в старину, самым зрелищным и престижным считается бег и победа в старшей возрастной категории.
|